гёэн ноги

Предвыборная кампания в сезон дождей

Июнь, наверное, самое неудачное время для поездки в Японию. На острова обрушивается сезон дождей, который напрочь отбивает желание выходить из дома. Увидеть в такое время людей, которые стоят на улице, не обращая внимания на ливень,  - большая редкость. Сразу закрадывается мысль, что под дождем они мокнут неспроста.

DSC_7280

Нет, это не сходка обманутых вкладчиков и даже не митинг против атомной энергетики. Так в Японии выглядит общение политиков с избирателями накануне выборов. Дело в том, что на прошлой неделе в Накано (Токио) развернулась борьба за пост главы района.

Итак, какую роль в предвыборной эстафете играет жеребьевка? Зачем кандидаты надевают "ленты выпускника"? И наконец, чем машина японского политика отличается от автомобиля российского чиновника? Выборы в Накано дали ответы на эти и многие другие вопросы. Обо всем по порядку.

На проведение предвыборной кампании кандидаты получили ровно неделю. С чего обычно начинается агитация? Правильно, с плаката. В Японии существуют строгие правила касательно расклейки предвыборных плакатов. Клеить их можно только в одном месте - на доске, установленной избиркомом специально по случаю выборов. Больше нигде. Кроме того, плакаты всех кандидатов должны быть одного размера. Перед тем, как наклеить свой плакат на стенд, каждый должен получить разрешение комиссии и принять участие в жеребьевке, призванной определить, где именно на доске окажется его портрет. На фото снизу видно, что в гонке участвуют три кандидата: их плакаты занимают отсеки с первого по третий.

DSC_7199

Основным элементом избирательной кампании в Японии является непосредственное общение кандидатов с населением. Политики устраивают встречи с избирателями, рассказывают, каким они видят будущее района, предлагают варианты решения актуальных проблем.

Площадкой для таких встреч, как правило, служит наиболее оживленное место: чаще всего выход из метро или вход в большой магазин. В Накано торговый центр и станция находятся буквально в пятнадцати метрах друг от друга. Местные политики таким образом получили возможность убить сразу двух зайцев.

DSC_7324

Все три кандидата, боровшиеся за пост главы района, формально считались независимыми. Но это не мешало им задействовать в своих выступлениях представителей партий. Например, Кидзи Кэндзи (на фото сверху) воспользовался поддержкой депутата от Демократической партии, а Миямото Сатоми (на фото снизу) - депутата-коммуниста.

DSC_7287

В кампании действующего главы района, Танака Дайсукэ (он победил и в этот раз) приняли участие несколько депутатов от правящей ЛДП (фото снизу).

DSC_7434

Выборы в Накано продемонстрировали, что на японских политиков строгий офисный дресс-код не распространяется, ведь их цель - привлечь внимание, а никак не слиться с толпой. Дождь, кстати, совсем не помешал им выглядеть достойно. Танака, чей штаб подошел к проблеме со всей серьезностью, предстал перед публикой в дождевике-брючном костюме (фото сверху).

Несмотря на различия в выборе одежды, все кандидаты взяли на вооружение один и тот же аксессуар - ленту через плечо, какую в России носят выпускники школ, свидетели свадеб и участницы конкурсов красоты. На ней и сздади, и спереди было крупно, разборчиво написано имя политика.

DSC_7349

Эти ленты кандидаты надели не случайно и уж точно не для создания торжественной атмосферы. Их цель куда более практична. Дело в том, что в Японии избиратель сам, от руки, должен написать в бланке имя понравившегося кандидата. Ошибка может повлечь за собой потерю голоса - бюллетень просто посчитают недействительным. Именно поэтому политики стараются сделать так, чтобы их имена были повсюду. Кроме того, на плакатах, баннерах и листовках сложные иероглифы часто дублированы хираганой. Бывает, что имя написано только азбукой: это наиболее актуально для новичков. Например, не известный широкой публике Кидзи Кэндзи на своей ленте использовал только хирагану, а Танака Дайсукэ лишь иероглифы, потому что его имя в районе знают почти все.

DSC_7440

Как видно на предыдущих фото, кандидаты не ограничиваются сладкими речами с трибуны, а стараются максимально сократить дистанцию с избирателями. Важный элемент встречи с потенциальным электоратом - обмен рукопожатиями.

DSC_7346

В конце выступления кандидат обходит толпу зевак и каждому протягивает руку.

DSC_7296

В обычной жизни японцы избегают тактильных контактов с чужими людьми, поэтому это действо призвано показать, насколько политик близок к народу. Нередко кандидат для пущей убедительности хватает кисть избирателя обеими руками.

DSC_7448

Важно иметь в виду, что время выступлений ограничено. Да и стоять целый день у выхода из метро, раздавая листовки, не самое веселое занятие. В арсенале японских политиков есть еще одно средство борьбы за голоса местных жителей - "машина выборов" (яп. 選挙カー). Наверное, ни один российский чиновник не решился бы сесть в такое авто.

DSC_7262

У каждой "машины выборов" обязательно есть баннер с фото и именем кандидата. На таком бросающемся в глаза автомобиле политики с 8 утра и до 8 вечера (с перерывами на речи и прием пищи) разъезжают по району, рассказывая жителям о своих программах. Благодаря громкоговорителям, их слышно за версту.

DSC_7391

Самое парадоксальное во всей это ситуации - низкая явка на выборах. Казалось бы, активность японских политиков способна заставить  кого угодно пойти на избирательный участок. На самом деле, как показывают цифры, большинству жителей Страны восходящего солнца местные выборы не интересны.

DSC_7247

Или это побочный эффект сезона дождей?
У ЛДП те же цвета, что и у ЛДПР.

Почему такие выборы неинтересны? Нет особых проблем на этом уровне?
Это не цвета ЛДП, это сам Танака (якобы независимый, но на самом деле естессно лдпшник) такие цвета выбрал. А так да) А вообще они эти цвета выбирают, как в голову придет. Ну то есть у партий есть своя символика, конечно, но на местном уровне плакаты и баннеры могут быть какого угодно цвета. Приходила к нам одна женщина, депутат регионального уровня, и показывала свои предвыборные плакаты разных лет - одинаковым было только ее лицо и имя.

Японцы же вообще аполитичны. А тут в воскресенье надо оторвать себя от дивана и тащиться на избирательный участок. Судя по речам кандидатов, проблемы в районе все-таки есть, но населению они видимо до фонаря. У нас тоже ведь на местные выборы (кроме крупных городов) почти никто не ходит. Также и у них. Просто мне кажется, кандидатам и членам их штабов обидно, что они распинаются, как могут, а народ голосовать все равно не идет.