гёэн ноги

Учебный процесс в Японии

Принято считать, что в жизни японца самая счастливая пора приходится на студенческие годы. Школа и усиленная подготовка к поступлению в ВУЗ успешно пройдены, до офисного рабства остается вагон времени. Свобода, халява и практически анархия. В общем, картина складывается идиллическая.

За границей распространено мнение, что в университетах Японии молодежь только и делает, что пьет каждый вечер, гуляет, развлекается и совсем не учится. Да что там! Многие ругают японские ВУЗы за то, что те якобы совсем не способствуют получению знаний, между делом добавляя, что японское образование вообще, мягко скажем, не ахти какое.

Вот с каким-то таким набором представлений я сюда и ехала. Думала, что пару лет можно будет не работать, вразвалочку ходить на пары, запивать суши тюхаем и плевать в потолок. К сожалению, мои ожидания не оправдались.

Если в России "от сессии до сессии живут студенты весело", то в Японии они не живут, а весело выживают. Во всяком случае в магистратуре. Лекций здесь нет вообще, одни только семинары. Складывается впечатление, что удовольствие от процесса получают только преподаватели, которым и к занятиям-то готовиться не надо. На каждом семинаре обязательно кто-нибудь выступает с докладом или презентацией, а профессор сидит, слушает, время от времени кивает и периодически вставлять свои пять копеек из серии "капитан-очевидность". К каждому занятию надо читать тонны текстов. Страниц по сто на один предмет. Язык неродной, тексты академические, иногда занудные - как говорят японцы, джикан какару*. В общем, на пьянки-гулянки времени и сил почти не остается. Печень говорит радостное "спасибо", а уставшие глаза к концу недели хотят закрыться и больше не открываться никогда. У нас в институте даже есть служба психологической помощи, куда обращаются замученные бесконечной учебой девушки и парни. Вчера как раз слышала разговор двух второкурсников о том, что мол, пора туда наведаться, ибо сил никаких нет терпеть это дальше.

Из-за насыщенной учебной программы, уже в середине семестра желание получать новые знания отбивается начисто. Только картины роскошных пляжей Окинавы, которые рисует больное воображение, не дают опустить лапки и собрать чемодан, чтобы свалить домой первым же рейсом. Кому-то, кстати, этот мазохизм приходится по вкусу.

Настоящая жесть, как несложно догадаться, настигает студентов в период сессии. Времени катастрофически не хватает вообще ни на что: ни на уборку, ни на стирку, ни на готовку. О спорте и личной жизни на этот период приходится забыть. Многие кружки даже отменяют сборы на время экзаменов. В режиме 24 на 7 только и делаешь, что учишься, плавно перемещаясь из библиотеки в кэнкюсицу**.

Кстати, по будням университетская библиотека работает до 12 ночи. Кэнкюсицу открыты всегда. И да, там полный аншлаг в любое время суток. Выходя на днях из своей лабы в полвторого ночи, я с ностальгией вспоминала студенческие годы в Москве, веселые и беззаботные. Обидно, когда нормальные люди пьют пиво и смотрят футбол, а ты просиживаешь штаны в обнимку с компьютером, где на экране красуется научная ересь, а не игра за звание чемпиона мира. К слову, за все время, прошедшее с начала турнира, я видела лишь два матча урывками.

Почему студенты сидят в университете глубокой ночью, вместо того чтобы спокойно спать или смотреть футбол? Дело в том, что сама сессия здесь устроена совсем по-другому, не так как у нас. Устных экзаменов тут нет в принципе. Возможности что-нибудь наболтать, на которую часто уповают российские студенты, у их японских комрадов нет. Да и письменные экзамены здесь достаточно редки: из 14 пар, которые я брала в этом семестре, только одна предполагала тест. На всех остальных, чтобы получить кредит, надо было написать эссе или реферат. Лично меня ждало 9 работ на абсолютно разные темы. Про то, что копи-паст тут не прокатит, думаю, говорить не надо. Система проверки на наличие плагиата достаточно жесткая, да и задания часто дают настолько креативные, что надо очень сильно постараться, чтоб найти откуда списать. Например, по курсу японской политики нужно было провести полевое исследование и на его основе написать работу - при всем желании позаимствовать чужие мысли не получилось бы.

Времени на все эти эссе и прожекты уходит очень много. Каждый день студента поджидает новый дедлайн. Проблема в том, что преподаватели объявляют задание за неделю, максимум две, до срока. В итоге на эти самые неделю-две приходится дикий завал. Почему они не могут дать темы в начале семестра, для меня остается загадкой.

В этих условиях спартанские кэнкюсицу создают лучшую для учебы атмосферу. Там прохладно и отвлекаться по сути не на что. Сидишь, пишешь и проклинаешь этот мир. Потом идешь спать, чтоб наутро снова отправиться в лабу.

Вот так и проходит молодость японского студента. За книжками. Насколько такая система организации учебного процесса эффективна, пока судить не возьмусь. На данный момент мне кажется, что она ставит целью не столько углубление знаний, сколько развитие усидчивости и дисциплинированности. Устный экзамен способен проверить общее понимание предмета, способность рассуждать и отвечать на каверзные вопросы. Чтобы написать эссе особого ума не надо, нужно просто запастись терпением и убить несколько часов. Складывается впечатление, что нас хотят превратить в трудолюбивые машины и подготовить к рабской офисной жизни.

Радует то, что каникулы тут длинные. 4 месяца отдыха в год - это не 28 календарных дней, положенных трудовым кодексом. Одним словом, мучения того стоят.

* 時間かかる Времязатратно
** 研究室 На русский язык переводится пафосным словом "лаборатория". По сути это комната, оборудованная столами, розетками и кондиционером, где студенты делают домашние задания и пишут диссертацию.