гёэн ноги

Японская роль Юрия Никулина

Все мы любим советские фильмы и готовы пересматривать их снова и снова. Одни ленты традиционно показывают во время праздников, другие, к сожалению, оказываются подзабыты. "Бриллиантовую руку", "Операцию Ы" и "Кавказскую пленницу" каждый смотрел хотя бы пару раз. Во всех трех фильмах сыграл Юрий Никулин, актер, в представлении не нуждающийся. А помнит ли кто-нибудь картину, в которой известный советский актер и клоун играет самого себя, дарит японскому мальчишке волшебные матрешки и говорит "конничива"?

1
Кадр из фильма "Маленький беглец". Юрий Никулин и Инаёси Тихару в роли Кэна.

Эта лента как раз попадает в категорию тех, которым повезло значительно меньше, нежели культовым советским картинам. Ее не показывают по федеральным каналам в преддверии праздников, ее почти не помнит старшее поколение, а младшее, наверное, и вовсе о ней не слышало.

Выходные - прекрасный повод открыть для себя новый, вернее хорошо забытый, фильм - "Маленький беглец". Эта лента появилась на свет в 1966 году в результате совместных усилий советских и японских кинематографистов.

В основе сюжета лежит история маленького мальчика, который проделал путь в несколько тысяч километров в надежде наконец увидеть своего отца. Съемки проходили в Токио, Киото, Иокогаме, Ленинграде, Иркутске, Находке и многих других городах - иными словами, главный герой смог не только прорваться на советскую территорию без документов, но и изъездить ее вдоль и поперек. История по-своему фантастическая - сложно представить, что отечественные пограничники пропустили бы, а затем не смогли бы догнать и привлечь к ответсвенности маленького беглеца из страны, стоящей по другую сторону идеологических баррикад.

Фильм, кстати, снимали два режиссера: Эдуард Бочаров представлял советскую сторону, а Тэйносукэ Кинугаса - японскую. Интересно, что Кинугаса впервые побывал в Советском Союзе задолго до съемок "Маленького беглеца" - в свое время он учился у самого Сергея Эйзенштейна. Важно понимать, что в то время, когда начинающий режиссер находился в Москве, японская компартия переживала тяжелые времена - власти проводили массовые аресты, коммунисты подвергались гонениям. Таможня отказывалась даже пропускать картину "Броненосец Потемкин". Неудивительно, что именно Кинугаса, отважившийся на поездку в страну, которая открыто выступала за победу мировой пролетарской революции, тогда, когда подобного рода затея не поощрялась японским истеблишментом, принял участие в совместной постановке.

В итоге получился добрый советский фильм с японским акцентом. Местами наивный, детский, местами взрослый, затрагивающий острые социальные проблемы.

IMG_2509
Кадр из фильма "Маленький беглец"

"Маленького беглеца" можно по праву считать первым кинематографическим мостиком, связавшим Советский Союз и Японию. Благодаря усилиям команд Бочарова и Кинугасы, юным зрителям из двух стран удалось увидеть, как живут их сверстники за границей, а мы получили возможность на полтора с лишним часа вернуться в 60-е и посмотреть на мир глазами смелого японского мальчишки.
"кинематографическим мостиком, связавшим Советский Союз и Японию."

Я бы сказал "кинематографическим мостиком, привязавшим Советский Союз к Японии". Да, конечно, Японию излишне романтизировали во всём мире, но в СССР этот процесс принял какой-то нездоровый размах, по-моему. Таких советско-японских фильмов в различных вариациях - фильмы с Комаки Курихарой, "Дерсу Узала" Акиры Куросавы, Пингвинёнок Лоло и т.п. - можно штук 10 насчитать, по-моему. С учётом того, что фильмов выпускалось в СССР относительно мало, то такие фильмы находили своего зрителя в огромных масштабах, да вот только в СССР, а в Японии мало кто их смотрел. Та же Комаки Курихара в Японии какая-то третьесортная актриса с 60-70-х, а в СССР для людей старшего поколения - ого-ого, "да это же Курихара!" Плюс ещё всяческая литература в восторженных тонах от японистов. В СССР не разрешали любить Западную Европу и США, зато разрешали Япония - получилась даже какая-то нездоровая любовь, по-моему.

Да на того же Путина посмотреть и почитать последние интервью - Россия непременно должна искать высокие технологии в Японии, хотя Южная Корея ни в чём не уступает, а Тайвань хоть и не имеет мощной промышленности, зато силён в электронике.

А как источники эстетики Японии времён бурного экономического роста советско-японские фильмы вполне даже ничего. Больше всего удивила пелена смога над японскими городами.
"фильмов выпускалось в СССР относительно мало"

Фильмов выпускалось очень много. На самом деле. Я все лето провела в обнимку с советскими журналами за 60-е-70-е годы. И честно, была сама в шоке. Многие картины получали награды на международных фестивалях и уровень кинематографа в целом был, мягко говоря, достойный. Да, политизированный мусор тоже выходил в большом количестве, но и в других странах подобной ерунды (плюс еще всякие низкопробные стрелялки и мелодрамы) было навалом. Мне даже в какой-то момент стало грустно от того, что кинематограф наш оказался просран. Ну во всяком случае это мое личное мнение.

"Война и мир" вышла где-то в то же самое время, что и "Маленький беглец". В Японии она произвела настоящий фурор (впрочем, как и везде). Это, конечно, самый показательный пример.

Но и другие советские фильмы показывали в японских кинотеатрах. Устраивали худ выставки. Приезжал цирк, балет, музыканты. Так что в Японии СССР тоже романтизировали, причем наверное с тем же "нездоровым размахом", что и у нас Японию))

Насчет Курихары, пожалуй, соглашусь. Большая часть фильмов, где она играла, имеют связь с Советским Союзом. Да и в Китай она тоже ездила. В Японии ее знают не так, как у нас. Но в Японии и Куросава, скажем так, не пользовался той дикой популярностью, которую он снискал за границей.

"А как источники эстетики Японии времён бурного экономического роста советско-японские фильмы вполне даже ничего. Больше всего удивила пелена смога над японскими городами."

Мне вообще очень нравятся японские фильмы 60-70х (не только совместные проекты). Очень многое для себя открываешь, когда их смотришь и с точки зрения отношений между людьми, и с точки зрения общего представления о том, как японцы жили, как выглядели города. Книжки когда читаешь, все представляешь совсем иначе.