гёэн ноги

Миф о сыновней почтительности

- А с японками ты встречаться не пробовал? - спрашиваю я одного знакомого, который приударивает исключительно за иностранками.
- Смеешься? Мне хватило общения со своей мамой. Я не мазохист, чтобы встречаться с японкой.

***
- Вот думаю съехать с отчего дома, - нудит другой знакомый. - Не могу больше жить с матерью.
Смотрю на товарища и не понимаю, как можно отказываться от всех благ нахождения с мамой-японкой под одной крышей: сидишь дома перед телевизором, как царь и бог, тебе и ужин принесут, и постель заправят, еще и спокойной ночи пожелают.
- Что такое?
- Да мать каких-то пуделих домой притащила. Вечно ей непонятно что в голову приходит.
- А отец что?
- С ним я вообще лет 7 не разговаривал. И не собираюсь.

***
- Поедешь на праздники домой?
- Не, не хочу встречаться с отцом.
- Так и не общаетесь?
- Нет. И не стремимся.
Хотелось спросить: "А ничего, что он тебе оплатил обучение за границей?", - но я решила не разжигать.

***
Среди моих знакомых-японцев очень много тех, кто не поддерживает никаких контактов с родителями. Начал работать - поселился в общежитии своей компании и порвал с родственниками все связи. Ну может, раз в год на обон доедет до дома чисто для галочки или позвонит раз в месяц, чтобы узнать живы ли старики.

До приезда на острова мне казалось, что у меня с моими родителями отношения весьма напряженные. Пара лет в Японии привела меня к осознанию того, что если мои отношения с родителями и не идеальны, то хотя бы к этому идеалу стремятся. На фоне окружающих я чувствую себя истинным блюстителем семейных ценностей и духовных скреп.

На днях на глаза попались результаты очередного социологического опроса, которые развенчали миф о японской сыновней почтительности. Мы часто читаем о поклонении старшим, культе предков и прочих особенностях японского общества, которые весьма далеки от суровой реальности. О каком уважении к старшим может идти речь, если в электричке сгорбленной бабке никто не уступит место? О каком культе предков рассказывают нам книги о японских нравах, если отправлять стариков в дома престарелых стало нормой?

В конце августа Национальный институт образования молодежи опубликовал данные масштабного исследования, в ходе которого социологи изучили разнообразные аспекты жизни японских тинейджеров, в том числе их отношения с домочадцами. Полученные результаты сравнили с другими странами: США, КНР и Кореей.

Ответы оказались неутешительны. Так, на вопрос "Уважаете ли вы своих родителей?", однозначное "да" в бланках отметили лишь 37,1% японских старшеклассников, против 70,9% в Америке, 59,7% в Китае и 44,6% в Корее. Даже если сгруппировать ответы "точно да" и "скорее да", Япония останется на последней строчке списка.

Интересно, что в ответах на вопрос "Чувствуете ли вы себя спокойно дома?" разрыв между странами оказался минимальный. Более того, японские школьники лидируют по такому показателю, как "родители меня понимают" (если сложить ответы "да" и "скорее да"). Иными словами, тинейджеры в Стране восходящего солнца дома чувствуют себя спокойно, практически не сталкиваются с непониманием со стороны домочадцев, но при этом родителей не уважают. Первая мысль, которая приходит в голову - быть может, все дело в прессинге? На школьников возлагают большие надежды, заставляют много учиться, чтобы стать достойными членами общества? И снова нет. Лишь 8,4% молодых японцев признались, что чувствуют давление со стороны родителей, против 28,5% в Штатах, 22% в Китае и 14% в Корее.

Япоские тинейджеры не просто не уважают своих родителей, но и, судя по всему, не готовы "принести им стакан воды перед смертью", как модно говорить в России. Заботиться о родителях, когда те состарятся, собираются лишь 37,9% японских старшеклассников. На фоне данных по другим странам, японские тинейджеры выглядят черствыми сухарями: проявлять заботу о родителях, что бы ни случилось, готовы 51,9% школьников в Америке, 87,7% в Китае и 57,2% в Корее.

Ничего удивительного, что японки не стремятся рожать. Отказываться от карьеры ради воспитания неблагодарных детей, которые при первом же удобном случае сдадут мать в дом престарелых, - перспектива сомнительная.

О времена, о нравы.
да уж, особого смысла рожать не видно. так и вымрут.
Они реально вымирают. Прогнозы социологов меня лично вгоняют в тихий ужас. Может, поэтому они сейчас так активно начали иностранцев привлекать.
дык они же места в транспорте не уступают не по причине неуважения к старости? Нельзя же оказывать услугу, если тебя о ней не попросили, иначе ввергнешь человека в неоплатный долг по причине своей спонтанной "доброты".
Насчет неуважения к родителям очень сильно удивила статистика Японии...Если японцы от родителей прессинга не чувствуют, то наверное, чувствуют прессинг общества,.. но почему они не уважают родителей?..
Я вот тоже не могу понять, почему сытые и довольные японские ребятки, у которых по сути есть доступ ко всему, родителей не уважают, а бедные и голодные китайцы уважают. Может, чем больше имеешь, тем больше ждешь? Ну или, может, у них не вызывает уважения салариманский образ жизни родителей. Просто какой-то парадокс.
Наверное, это компенсация. Предыдущее поколение сверхпочтительных трудоголиков требует уравновеситься неуважительными разгильдяями)). Ну хотя бы внешнюю вежливость японцам не дано потерять, она у них закреплена в традициях поведения.
Я вот сейчас думаю, а было ли предыдущее поколение другим?) И что-то мне подсказывает, что нет.
Внешне, да, держатся молодцом:)
Может быть, тут как и в любой другой стране, зависит от каждой конкретной семьи, района, города. Ну есть же в России семьи алкоголиков, например ( у меня подруга-однокурсница выросла в такой семье, но стала уважаемым специалистов в своей сфере), где дети родителей не уважают по каким-то субъективным причинам.
И вот сейчас мне попался жуткий анекдот, но пример того, как делаются научные исследования, так что статистика может и врать:
Некая дама защищала диссертацию про шакалов, в которой, среди прочего, утверждалось, что 99% шакальего рациона составляет... трава. Комиссия сиделя и ничего не понималя: то ли работа дамы - переворот в мировом шакаловедении, то ли... Наконец, один из стариков не выдержал и спросил:
-Может, я старый дурак, и мне пора на пенсию, но объясните мне, как вы получили этот результат. С самого начала, с методики.
Дама посмотрела на него соответствующим взглядом, и начала объяснять, как маленькому:
- Все как обычно: ставим капканы, обходим, вынимаем шакала, вскрываем ему желудок...
Услышав это, старик на секунду задумался - и с видом "Архимед, скачущий из ванны" спросил:
-И как часто вы обходили капканы?
-Ну, раз в неделю, раз в десять дней...
Комиссия облегченно выдохнула, а старый ученый изрек приговор:
-Милочка, вы бу еще раз в месяц обходили, они бы у вас святым духом питались.

Edited at 2015-09-29 10:26 am (UTC)
Полностью согласна, что неправильно было бы мести всех под одну гребенку. Все люди разные и "каждая несчастливая семья несчастна по-своему". Ничего удивительного, что никаких особых выводов, объясняющих причины полученных результатов, в докладе социологов не представлено.
Про шакалов я посмеялась))
Очень интересно, спасибо. Почтительность была, но сплыла или она всегда была мифом?

А что вы в целом думаете о японской молодежи? Как она отличается от предыдущих поколений?
А я вот тоже теперь думаю, "а был ли мальчик"? Просто все книжки пишут об этой самой почтительности и по сей день, но от нее и следа не осталось. Действительно, может и не было никогда. Просто тут еще вот какой нюанс. Все книжки о нравах японцев, как у нас, так и на Западе, писали, подчеркивая японскую самобытность. Мол, у нас молодежь безкультурная, непослушная, неуважительная, а японцы такие уникальные и прекрасные. Для меня первый шок был, когда я посмотрела фильмы Одзу. Семейный уклад, который он показывает, сильно отличался от того багажа знаний, который я с собой в Японию привезла. Настоятельно рекомендую "Токийскую повесть". Фильм действительно очень хороший и с художественной, и с культурологической точек зрения. 1953 год. Уважения к родителям также не наблюдается. Так что, видимо, миф придумали европейцы:)
До "Токийской повести" никак не доберусь. Спасибо! Вообще, мало что видела из старых японских фильмов. С современным кинематографом все значительно лучше, но он совсем не радует.

Надеюсь на обширный пост в будущем о современном японском менталитете и вообще о современных японцах. :-)
Меня тоже современный японский кинематограф не особо радует. Что-то стоящее выходит от силы раз в пару лет. А старое кино я очень люблю.

О современных японцах еще напишу:) Постоянно открываю для себя что-то новое и не перестаю удивляться, когда рушится очередной стереотип)
И что стоящее, по вашему мнению, в 2000-х выходило?

Безумно интересно почитать про стереотипы и их крушение. Спасибо. :-)
Из того, что сразу пришло в голову: "Куклы" Китано и "Ушедшие". Оба фильма очень тяжелые, но стоящие. Ну и плюс анимация Миядзаки.
Вообще беда, конечно, с японским кинематографом. Я с 2008 по 2012 не пропускала ни одного фестиваля японского кино в Москве, причем смотрела не по одному-два фильма, а чуть ли не половину из того, что там показывали. И из всего мне запомнились только "Цветы сакуры", которые поставила немка.
Я знала, я знала. :-) Да, "Ушедшие" и "Куклы" можно советовать и не краснеть, хотя и в "Ушедших", имхо, есть "традиционная японская игра". :Р

Меня тут какой-то эксперт упрекнул в незнании, когда я сказала, что мало чего интересного нахожу в современном японском кинематографе и что корейский в разы превосходит его.
Просто если уж на то пошло, у корейцев есть Ким Ки Дук, у китайцев Чжан Имоу, у гонконгцев Карвай, чьи фильмы можно смотреть и пересматривать, а у японцев в настоящее время нет никого такого уровня.

А эксперт что интересного нашел в современном японском кинематографе?
На самом деле кто-то там чего-то находит. Вон, в Каннах дали в этом году ветку Киёши Куросаве, но вот мне совсем не хочется смотреть фильм, у которого рейтинг imdb 5,4.
Ким Ки Дук, имхо, сдулся и с 2007 года не снимал ничего стоящего. :-( Зато у корейцев есть еще Пак Чхан Ук, Пон Чжун Хо, Ким Чжи Ун и многие другие. :-)

***

По-моему, какой-нибудь Китано вполне так уровня Имоу и Кар Вая (по авторитету и значимости в смысле), другое дело, что из этой троицы он нравится меньше всего.

Во, эксперт в комментах http://kungaa.livejournal.com/6071.html

***

Рейтинги любят накручивать. Хотя фильм не в почете и у критиков. http://www.rottentomatoes.com/m/journey_to_the_shore/

На всех этих кинопремиях частенько бывают очень странные и спорные победы. Увы. Я все никак не свыкнусь с этим. :Р
А мне его "Сон" (который якобы "Мечта") понравился. "Пьету" все никак не посмотрю, стыд мне и позор.
Я вообще в корейском кинематографе не сильна, так что за имена спасибо, буду просвещаться:)

__
Китано в целом неплох, но кроме тех же "Кукол" пересматривать у него ничего не хочется. В Японии он вообще в первую очередь комик. Японцы очень сильно удивляются, когда я им говорю, что Китано известен за границей.

------

Экспертное мнение прочитала. Весело:)
Еще тогда Ли Чан Дон, Хон Чжан, Ха Ю и Ли Чжон Бом. :-) И просто ряд отдельных фильмов. :-)

***

По поводу "Пьеты" - удивительно, что до нее ни один фильм режиссера не получал главные призы на большой фестивальной тройке, а "Пьета" вдруг получила. Многим почему-то ККД представляется специфическим азиатским садистом, а ведь на самом-то деле фифти фифти, лучшие работы так вообще поэтичные и красивые, без какой-либо жести ("Весна", "Пустой дом", "Натянутая тетива"). Такое ощущение, что когда он "не уверен" или у него "не идет", он обращается к кровушке, это было в ранних фильмах, и он к этому сейчас пришел ("Пьета", "Мёбиус"; возвращение началось как раз с Dream, имхо).

***

Да, насмотрелась в свое время юмористических передач Китано (http://www.youtube.com/watch?v=sVikHULC5s4), была обескуражена.

И теперь я обескуражена, узнав, что "в Японии он вообще в первую очередь комик" и "японцы очень сильно удивляются, когда я им говорю, что Китано известен за границей". Я думала, он у них национальное достояние.

***

Апеллировать к "Оскару" - это как-то совсем уже...