гёэн ноги

Об "Оскаре", да не о том

Такое ощущение, что всю прошлую неделю люди думали только о том, получит Ди Каприо "Оскар" на этот раз или снова пролетит. Никакие другие мировые события не смогли затмить церемонию вручения премий американской киноакадемии. В понедельник все с облегчением вздохнули, а у кого-то даже выступили слезы счастья - долгожданная статуэтка оказалась у Лео в руках. Теперь, когда страсти улеглись, предлагаю совершить путешествие во времени.

40 лет назад в гонке за самую престижную мировую кинопремию участвовала лента "Дерсу Узала", продукт совместного творчества советских и японских кинематографистов.



48ая церемония "Оскар". 29 марта 1976 года. Ведущие приглашают Жаклин Биссет и Джека Валенти на сцену Павильона Дороти Чендлер для оглашения победителя в категории лучший иностранный фильм.

Когда "Дерсу Узала" только начали снимать, никто и представить себе не мог, что его ждет такой ошеломительный успех. Когда ленту номинировали на "Оскар", в Москве вообще не сразу поняли, что произошло. Продюсер картины Йоичи Мацуэ написал в Совинфильм письмо, в котором поделился с советскими партнерами своей радостью. Вышел забавный курьез. Наши переводчики выдали такое, что у меня чуть не выпали глаза, когда я увидела это самое письмо с приложенным переводом. "48ая премия киноакадемиков" (англ. 48th academy awards) с их легкой подачи превратилась в "приз лучшего иностранного фильма в Японии".

К перлу переводчиков стоит отнестись со снисхождением - заметки об "Оскарах" в наших газетах и журналах появлялись нечасто. Понять редакционную политику тоже легко - железный занавес, "холодная война", капиталисты-империалисты, жаждущие срубить побольше прибыли и не ставящие ни в грош профсоюзы, против свободных художников коммунистического мира с их гуманистическим искусством. Cоветские журналы о кино за 60-70е годы об "Оскаре" писали лишь дважды. В обоих случаях премию получали советские фильмы: один раз речь шла о "Войне и мире" Бондарчука, второй - как раз о "Дерсу" Куросавы. В общем, американская киноакадемия была у советских граждан не на слуху.

Как бы то ни было, но золотой человечек 40 лет назад ушел именно "Дерсу". За наградой на сцену вышли продюсер картины Йоичи Мацуэ, который сделал очень много для этого фильма, и советский кинорежиссер Георгий Данелия. Куросава вообще редко ездил по кинофестивалям за наградами, его отсутствие вполне понятно, равно как и присутствие Мацуэ. Последний был если не правой рукой талантливого японского режиссера, то его путеводной звездой. Выход на сцену Данелии вызывает вопросы. Несмотря на его неоценимый вклад в развитие советского кино, он не имел абсолютно никакого отношения к этой конкретной постановке. Можно было бы понять выход на сцену кого угодно: Соломина, Мунзука, Васильева, Нагибина или неизвестного широкой публике бюрократа из Совинфильма, давшего Куросаве зеленый свет и опекавшего маэстро в Советского союзе. Здесь опять же, как и в случае с переводом, важен контекст. То ли Оскар действительно ничего не стоил в глазах Госкино, то ли никто не надеялся, что приз достанется Куросаве, то ли чиновникам было лениво собирать делегацию в бренный мир, раскинувшийся по ту сторону железного занавеса. Чиновники при этом прекрасно знали, что Данелия должен был ехать в Штаты по своим делам - представлять фильм "Афоня" на кинофоруме  (ни один выезд наших деятелей искусства за границу не проходил без получения их согласия). Накануне командировки режиссера попросили заскочить и на "Оскар", раз уж он будет в Лос-Анжелесе, так сказать, убить одним камнем двух зайцев. Так, благодаря Данелии, награда была бережно доставлена в Советский Союз.

Очень жаль, что замечательная лента Куросавы в России оказалась позабыта. Интересно, что человек, получивший в этом году премию киноакадемиков за режиссуру, ее хорошо помнит. На вопрос о том, какие ленты вдохновили его на создание "Выжившего", Алехандро Гонсалес Иньяритту отвечает, что это был в том числе и "Дерсу Узала".

Тем, кто так и не посмотрел медитативный, но при этом захватывающий фильм Куросавы, мои рекомендации. Может, он и вас вдохновит на новые свершения.
Да, я есть почти везде, и в фб, и в инстаграмме и в контакте. Но в последний я с октября не заходила, потому что забыла пароль, а восстановить его, не имея того телефона, к которому он привязан, весьма проблематично.