гёэн ноги

Моя КОТОвасия

Раньше я уже писала о разнообразии студенческих объединений в японских университетах. Прогуливаясь первого апреля по кампусу, я, как и остальные "первокурснички", нахватала себе различных брошюрок и рекламок, зазывающих в кружки.

Среди всех пестрых флаеров больше всего меня заинтересовала незамысловатая бумажка, приглашающая в клуб японской традиционной музыки. В ней черным по белому было написано, что в кружке ждут даже тех, у кого нет никакого музыкального опыта.

Ни голоса, ни слуха, ни умения на чем-либо играть у меня никогда не было, но первоапрельское выступление девочек-сэмпаев не оставило меня равнодушной. Действительно, где, если не в Японии, можно научиться или хотя бы попробовать сыграть на кото?

DSC_1449

Кото - это традиционный струнный музыкальный инструмент. Как и многие другие "чудеса цивилизации", он был завезен в Японию из Китая давным давно (где-то в 7-8 веках) и снискал популярность при дворе императора. Фактически, это огромные японские гусли. На протяжении веков число струн менялось - сейчас самые распространенные кото тринадцатиструнные.

В нашем кружке играют не только на кото, но также на сямисэне (да-да, тот самый инструмент, который в древние времена изготавливали из кошачьей кожи) и флейте сякухати. Всего в клубе человек 10-12. По японским мерках это не много.

Занятия и митинги проходят в традиционной японской комнате - васицу. Раз в неделю приходит преподаватель, в остальные дни можно  тренироваться самим.

745cd1ccd4dc11e286a322000a9f13d4_7

Чтобы понять, какие японцы занимаются в клубе, достаточно представить себе тех, кто играет на гуслях в России. Поэтому когда в васицу пришла я и еще одна девочка из Украины - первые иностранки за всю историю существования кружка - сэмпаи были удивлены. В шоке были и мы от числа комплиментов и бешеного внимания к своим скромным персонам.

После знакомства с другими членами кружка мы пошли ужинать за счет фонда клуба (все, кроме новеньких, раз в полгода делают фиксированный взнос). Так как большинство сэмпаев - несовершеннолетние, никакого алкоголя нам не было предложено. В Японии с этим   очень строго. В толстой многостраничной брошюре, которую выдают в самом начале учебного года, написано, что если кто-то попытается вас споить, вы должны исполнить свой гражданский долг и заявить на него.

Недавно, в связи с трагическим случаем, произошедшим на территории университета во время одной из вечеринок, бутё (глава кружка) раздала нам анкеты, в которых были, например, такие вопросы: "Принято ли в вашем кружке распивать алкогольные напитки?", "Пытались ли сэмпаи заставить вас пить?" и так далее. Мы честно ответили, что у нас клуб трезвенников.

Когда мы пришли на вторую встречу, сэмпаи вновь удивились - они и не думали, что смогли нас заинтересовать. Дело в том, что многие первокурсники посещают лишь первое собрание, чтобы поесть нахаляву, а потом пропадают. Действительно, так как кружков здесь море - можно пару недель экономить на ужинах.

В клубе соблюдается жесткая иерархия. На ее вершине стоят сэмпаи-старшекурсники, у которых нет времени посещать все собрания, есть бутё, которая руководит текущей работой кружка (от сбора денег до организации выступлений и загородных поездок), но при этом обязана им подчиняться, просто сэмпаи - люди, которые в клубе уже не первый год, и новички, такие, как я. Бутё и сэмпаи-старшекурсники меня младше, но по иерархии они стоят выше, поэтому я должна обращаться к ним по фамилии, не перечить и вовремя отвечать на имэйлы.

Чтобы объяснить, как в нашем кружке и Японии в целом относятся к "бледнолицым варварам", приведу лишь один пример. Как-то раз мне пришло аж три гневных письма от бутё. Кто-то взял ключ от васицу и не вернул его охраннику. В своих ядовитых пассажах бутё обвинила во всем нас, иностранок, и просила немедленно вернуть ключ и больше никогда не быть такими забывчивыми. В тот день я была очень зла и поэтому просто проигнорировала этот наезд - мне было бы сложно выразить на японском все то, что я в тот момент почувствовала. Спустя пару часов пришел новый имэйл: "Извините, я ошиблась". Каждый раз, когда в васицу случается какой-нибудь нежданчик, в первую очередь думают на нас, хотя ни одного повода усомниться в своей ответственности мы не давали.

Как я писала выше, в кружок и правда берут всех - не важно, умеет новичок играть на каком-либо инструменте или нет. "Будете усердно тренироваться, научитесь играть," - так сказала сенсэй и на следующее занятие принесла заготовки для "цумэ" - ногтей-медиаторов. Их она подогнала под размеры моих пальцев. Цумэ состоит из двух частей: деревянного "кольца", которое фиксируется на верхней фаланге пальца, и пластиковой пластинки, которая соприкасается со струной. Чтобы играть на кото, необходимо три медиатора: для большого, указательного и среднего пальцев правой руки. Для остальных пальцев цумэ не предусмотрены, но это отнюдь не значит, что они не задействованы в процессе.

f73d63bedef911e2a9d722000aeb0b90_7

Вот так выглядит тринадцатиструнный кото:

AT8fcDHmyDs

Вид сбоку:

c29cb90edee811e2998822000a1fbc5d_7

Так как обычно кото стоит на полу на небольшом возвышении - сантиметров 10 от пола (на фото он не поднят), играют на нем сидя - ноги под себя - в традиционной японской позе, столь непривычной для иностранцев. Где-то через полчаса ноги начинают неметь. Но изменить позу в присутствии сенсэя - верх неприличия: приходится терпеть.

905e1b0edee811e2bd9722000ae80ebd_7

Для любого музыкального инструмента предусмотрены ноты. Кото не исключение. Книжка с нотами читается, как и традиционное японское письмо, справа налево. Большую часть столбцов занимают цифры, написанные иероглифами и обозначающие номер струны. Поначалу разобраться сложно, потом привыкаешь.

Если два месяца назад мы боялись сильно ударить по струне, то теперь осваиваем целые мелодии. Бутё настаивает, что мы должны участвовать в ноябрьском выступлении кружка, чтобы привлечь других иностранцев.

...продолжение следует
Круто! А что значит сэмпай?
Китайский инструмент - гучжэн 古箏. А по-японски как пишется ано кото?
Сначала значит восторги, а потом наезды? Или это только бутё?

Я даже представить не могу, кто играет на гуслях в России!
Сэмпай - старший товарищ. Ну например, в школе или в институте - тот, кто на пару лет старше.

По-японски кото обычно пишется так 琴 или так 箏 (что опять-таки доказывает、что привезли его из Китая).

Вот меня тоже насторожило, как быстро они сменили милость на гнев, причем не только бутё, но и те, которые самые старшие. Непосредственно в плане занятий они, конечно, подбадривают, но в плане орг вопросов постоянно наезжают. Младшие товарищи просто не находят в себе сил пока что-либо от нас требовать.

Это я к тому, что нормальный человек на гуслях вряд ли пойдет играть. То есть если для иностранца кото - это такая экзотика, то для нормального японца - что-то вроде гуслей. И выбирая между, скажем, бас-гитарой и кото он выберет первое :)


Ну, про гусли я понял вашу мысль :) Но кстати говоря, у нас вообще, чтобы вспомнить какое-нибудь подобное древнее занятие, надо напрячься. Бурановские бабушки? А у японцев и китайцев этого много. Я кстати полюбил эти всякие гучжэны... И вживую слушал, и диск купил удачный.

Понятно, значит сэмпаи - это деды!
У нас даже на всякие народные гуляния никто традиционные костюмы не надевает. А японцев часто можно в юкатах и кимоно увидеть. Китаянки иногда на занятия приходят в традиционных платьях. В Токио недавно был какой-то украинский парад и все ходили в традиционных рубашках (не помню, как они называются). У нас, видимо, под влиянием компартии все традиционные ремесла и искусства пришли в упадок.

Да уж. Кстати, я иногда думаю о роли компартии и вообще всей этой истории с коммунизмом в России и Китае. На Китае похоже вся эта лабуда мало сказалась.
Китай так-то и вообще старше РФ на порядок - в процентном соотношении эпоха коммунизма у них была значительно короче, чем у нас, хотя вряд ли это главная причина. Ага, украинский. Все украинцы, живущие в Токио и окрестностях, надели традиционные рубашки и прогулялись по центру города - там человек 100 было, причем на всей Сибуе остановили на время парада дорожное движение.
Интересно! ) Молодцы!

Да, в возрасте, наверно, точно одна из причин.