гёэн ноги

Фильмы Одзу как откровение

Многих ли японских режиссеров вы можете сходу назвать? Такие имена, как: Акира Куросава, Такеши Китано и Хаяо Миядзаки, наверное, у всех на слуху. Как правило, на этом список и заканчивается.

Япония славится на весь мир своей анимацией. В узких кругах японофилов и тинейджеров популярностью пользуются также дорамы или, выражаясь понятным языком, мелодраматические сериалы. Японская классика, к сожалению, широкой российской публике неизвестна.

Выходные - прекрасный повод познакомиться с шедеврами японского кинематографа, а именно - с работами Ясудзиро Одзу (1903-1963), талантливейшего режиссера своей эпохи. Картины Одзу - признанная классика мирового кинематографа. Неслучайно в 2012 году его "Токийская повесть" (яп. 東京物語, 1953) заняла третье место в списке "250 лучших фильмов всех времен" по версии журнала "Сайт энд Саунд" (Sight and Sound).

20131212234513
Ясудзиро Одзу (яп. 小津安二郎)

Фильмы Одзу прекрасны не только с художественной, но и с культурологической точки зрения. Сюжеты его работ - это зарисовски из жизни, многогранной и сложной жизни обычных японцев. Особое внимание режиссер уделяет теме семьи, вскрывая серьезные проблемы, от картины к картине смещая фокус, акцентируя внимание на различных моментах.

Одзу открывает нам дверь в настоящий японский дом, куда не так-то просто попасть иностранцу. Грех такой возможностью не воспользоваться.

Надо, однако, приготовиться к тому, что увиденное на экране в корне изменит ваши представления о семейных ценностях жителей Страны восходящего солнца. Тем лучше. Одзу крушит один стереотип за другим, делая это решительно, но при этом изящно.

Центральная тема одной из самых блестящих его картин, "Токийской повести" - отцы и дети. Речь идет даже не о противостоянии поколений, а о банальном неуважении к старикам. Герои относятся к своим родителям настолько наплевательски, что кажется, будто фильм снимали не в Японии, а в России.

ozoto8sss
Герои фильма "Токийская повесть"

Мы привыкли считать, что в Японии отношения строятся на уважении к старшим по возрасту, на почитании родителей и предков. "Токийская повесть" вдребезги разбивает этот стереотип, показывая, что и в Стране восходящего солнца есть серьезные проблемы с воспитанием подрастающего поколения. Многочисленные сцены, в которых дети хамят родителям, лишнее тому подтверждение.

Фильм оставляет действительно сильное впечатление. После просмотра думаешь о том, что не так Япония уникальна, как ее рисуют на страницах всевозможных книг о традициях и нравах.

0e9dd460d03f589336a8a0204788dca5
Сцена из фильма "Токийская повесть". Интерес и заботу по отношению к старикам проявляет только Норико (на фото), хотя она не приходится им кровной родственницей.

Одзу ясно дает понять, что как и в любой другой стране, отношения между родителями и детьми сложны и многогранны, а попытки истолковать их плоско, по шаблону, обречены на провал. Интересно, что в другом фильме режиссера, "Был отец" (яп. 父ありき, 1942) показана диаметрально противоположная ситуация. Здесь уже отец всячески избегает общения с сыном, который самозабвенно любит родителя и мечтает, что когда-нибудь они снова смогут жить вместе. Кстати, в обеих картинах роль главы семьи играет один и тот же актер, Чисю Рю (яп. 笠 智衆, Одзу задействовал его во многих своих работах).

ozu-0042
Кадр из фильма "Был отец"

Режиссер будто бы пытается проиллюстрировать знаменитые слова Толстого. Надо признать, что ему отлично удается показать, что "каждая несчастная семья несчастлива по-своему".

В другой своей картине, "Вкус зеленого чая после риса" (яп. お茶漬けの味, 1952; другой вариант перевода: "Простая пища"), Одзу поднимает тему отношений полов и снова рвет один шаблон за другим. В среде иностранцев бытует мнение, что японки - идеальные жены, покорные, трудолюбивые, преданные, услужливые, слова поперек не скажут, будут ходить тенью за мужем и выполнять любой его каприз. Есть даже достаточно распространенный прикол, мол, приходит японский мужчина домой и изрекает одну команду за другой: ванна, ужин, телевизор, постель, - а жена рьяно их исполняет, чуть ли не приговаривая: "Да, мой господин". Неудивительно, что с таким багажом знаний при просмотре "Вкуса зеленого чая после риса" можно впасть в состоянии когнитивного диссонанса. В фильме жена не только не подчиняется мужу, но и обманывает его, ни в грош не ставит, в среде подруг называет "тугодумом" и открыто перечисляет его недостатки, вставляя ехидные замечания. Она рассказывает супругу не особенно правдоподобную историю о болезни племянницы, чтобы с подружками съездить на курорт. В общем, типичная такая стерва. Наблюдая на экране сцену, где жена отчитывает мужа за то, что он некрасиво, по-деревенски, ест, невольно задумываешься о том, что японская женщина от русской отличает не сильно.

ozu-0054
Кадр из фильма "Вкус чая после риса"

В фильме "Вкус сайры" (яп. 秋刀魚の味, 1962) поведение супруги тоже далеко от понятия патриархата. Оказывается, японки тоже могут профессионально выносить мозг сильной половине человечества и делать это с таким смаком, что нам остается только завидовать.

Еще один момент, на который обращаешь внимание при просмотре фильмов Одзу, - костюмы главных героев. Некоторые дамы и господа все еще одеты в кимоно, но большая часть актеров предстает перед зрителями в западных нарядах, сшитых по последней моде. Их костюмы почти не отличаются от тех, что можно увидеть в голливудских фильмах того времени. То же самое можно сказать и о прическах. Более того, одна из героинь "Вкуса зеленого чая после риса" явно пытается подражать Коко Шанель.

PDVD_023
Кадр из фильма "Вкус зеленого чая после риса"

Снимая фильмы, Одзу вряд ли ставил перед собой задачу продемонстрировать иностранной публике, что семейные перипетии японцев не сильно отличаются от тех, с которыми сталкиваются европейцы или американцы, но ему это отлично удалось. Мы представляем Японию таинственной страной во многом потому, что лишены возможности стать инсайдерами. Предоставляя нам уникальный шанс заглянуть на японскую семейную кухню, Одзу развенчивает мифы и помогает нам увидеть то, что сами мы увидеть не смогли бы - ту Страну восходящего солнца, у которой с той же Россией оказывается гораздо больше общего, чем мы думаем.

Приятного просмотра!