vesper_canary (vesper_canary) wrote,
vesper_canary
vesper_canary

Category:

Японская роль Юрия Никулина

Все мы любим советские фильмы и готовы пересматривать их снова и снова. Одни ленты традиционно показывают во время праздников, другие, к сожалению, оказываются подзабыты. "Бриллиантовую руку", "Операцию Ы" и "Кавказскую пленницу" каждый смотрел хотя бы пару раз. Во всех трех фильмах сыграл Юрий Никулин, актер, в представлении не нуждающийся. А помнит ли кто-нибудь картину, в которой известный советский актер и клоун играет самого себя, дарит японскому мальчишке волшебные матрешки и говорит "конничива"?

1
Кадр из фильма "Маленький беглец". Юрий Никулин и Инаёси Тихару в роли Кэна.

Эта лента как раз попадает в категорию тех, которым повезло значительно меньше, нежели культовым советским картинам. Ее не показывают по федеральным каналам в преддверии праздников, ее почти не помнит старшее поколение, а младшее, наверное, и вовсе о ней не слышало.

Выходные - прекрасный повод открыть для себя новый, вернее хорошо забытый, фильм - "Маленький беглец". Эта лента появилась на свет в 1966 году в результате совместных усилий советских и японских кинематографистов.

В основе сюжета лежит история маленького мальчика, который проделал путь в несколько тысяч километров в надежде наконец увидеть своего отца. Съемки проходили в Токио, Киото, Иокогаме, Ленинграде, Иркутске, Находке и многих других городах - иными словами, главный герой смог не только прорваться на советскую территорию без документов, но и изъездить ее вдоль и поперек. История по-своему фантастическая - сложно представить, что отечественные пограничники пропустили бы, а затем не смогли бы догнать и привлечь к ответсвенности маленького беглеца из страны, стоящей по другую сторону идеологических баррикад.

Фильм, кстати, снимали два режиссера: Эдуард Бочаров представлял советскую сторону, а Тэйносукэ Кинугаса - японскую. Интересно, что Кинугаса впервые побывал в Советском Союзе задолго до съемок "Маленького беглеца" - в свое время он учился у самого Сергея Эйзенштейна. Важно понимать, что в то время, когда начинающий режиссер находился в Москве, японская компартия переживала тяжелые времена - власти проводили массовые аресты, коммунисты подвергались гонениям. Таможня отказывалась даже пропускать картину "Броненосец Потемкин". Неудивительно, что именно Кинугаса, отважившийся на поездку в страну, которая открыто выступала за победу мировой пролетарской революции, тогда, когда подобного рода затея не поощрялась японским истеблишментом, принял участие в совместной постановке.

В итоге получился добрый советский фильм с японским акцентом. Местами наивный, детский, местами взрослый, затрагивающий острые социальные проблемы.

IMG_2509
Кадр из фильма "Маленький беглец"

"Маленького беглеца" можно по праву считать первым кинематографическим мостиком, связавшим Советский Союз и Японию. Благодаря усилиям команд Бочарова и Кинугасы, юным зрителям из двух стран удалось увидеть, как живут их сверстники за границей, а мы получили возможность на полтора с лишним часа вернуться в 60-е и посмотреть на мир глазами смелого японского мальчишки.
Tags: Япония-Россия, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments