гёэн ноги

"Аллея славы" Тосиро Мифуне

В конце июня в иностранной прессе появились сообщения о том, что имя легендарного японского актера Тосиро Мифуне в следующем году будет увековечено на "Аллее славы" в Голливуде. Судя по тому, что российские СМИ эту новость проигнорировали, вклад Тосиро Мифуне в киноискусство в нашей стране оказался позабыт.


Кадр из фильма "Семь самураев" (1954)

Ровно пятьдесят лет назад ему рукоплескал Кремлевский Дворец съездов: в 1965 году Мифуне получил награду Союза работников кинематографии СССР за картину "Красная борода", снятую величайшим японским режиссером Акирой Куросавой. Советские зрители были знакомы с творчеством талантливого актера по таким фильмам, как например: "Человек-рикша", "Злые остаются живыми" и "Расёмон". Во времена цензуры и серьезных ограничений на импорт зарубежной кинопродукции картины с участием Мифуне были теми редкими японскими фильмами, которые суровые отечественные бюрократы пропускали на широкий экран.


Мифуне в Москве

"Красная борода", благодаря которой талант актера признали советские кинокритики, оказалась последним продуктом плодотворного творческого союза Мифуне и Куросавы, их шестнадцатой совместной работой. К сожалению, дальнейшее сотрудничество у легендарной пары не сложилось.

Если бы Куросаве удалось в 1973 году уговорить Мифуне на участие в своем очередном проекте, мир увидел бы игру выдающегося артиста в ленте советского производства. Дело в том, что режиссер мечтал взять своего любимого актера на роль Дерсу Узала в одноименном фильме по повести Владимира Арсеньева, русского путешественника и исследователя Дальнего Востока. Переговоры шли долго и напряженно, советская сторона терпеливо выжидала, чем закончится история, неоднократно повторяя Куросаве, что в случае отказа Мифуне, он сможет выбрать любого советского артиста. Куросава тянул до последнего, предпринимая отчаянные попытки убедить актера сняться в картине, но Мифуне был непреклонен.

О настоящей причине отказа актера от роли сначала не распространялись, а потом, видимо, забыли. Несговорчивость Мифуне обычно объясняют его бешеной занятостью на родине, неспособностью выделить достаточно времени для съемок. У артиста действительно был плотный график: многочисленные проекты, роли в Японии и за границей, работа над развитием собственной компании "Мифуне Продакшн".

Тем не менее, главная причина отказа заключалась не столько в исключительной занятости актера, сколько в неспособности сторон придти к соглашению об оплате его услуг. В Договоре о создании "Дерсу Узала" советская сторона обещала в период съемок фильма выплатить японским кинематографистам "зарплату общей сложностью до 8000 рублей", а также "предоставить право проката фильма на территории Японии и Южной Кореи сроком на 30 лет".

Стоит отметить, что к 1973 году, когда переговоры вошли в активную фазу, Мифуне уже успел поработать в странах капиталистического блока (например, сняться с Аленом Делоном в вестерне "Красное солнце") и хорошо знал себе цену. За роль Дерсу актер просил ни много ни мало 300 000 долларов США в качестве гонорара, а также часть прибыли от мирового кинопроката. Пойти на встречу его требованиям советские власти не могли, о чем председатель В/О "Совинфильм" Отар Тенейшвили неоднократно писал продюсеру картины Ёичи Мацуе. В итоге, роль Дерсу досталась Максиму Мунзуку, актеру тувинского театра, который блестяще справился с работой.


Мифуне (с сигаретой) на съемках "Дерсу Узала". В качестве гостя, а не участника.

В далеком 1973 году никто и представить себе не мог, что картина Куросавы об Уссурийской тайге, о дружбе охотника и этнографа возьмет Оскар как лучший иностранный фильм. Не мог представить себе этого и Мифуне, когда отказывался от роли.

В копилке знаменитого актера было много международных наград, но кто знает, как все могло получиться, согласись Мифуне на предложенную Москвой сумму. Возможно, его звезда на "Аллее славы" появилась бы несколько раньше.